Взаимодействие в деле воспитания подрастающего поколения духовенства, педагогов, психологов, медиков должно рассматриваться не только как форма солидарности, объединения людей, исповедующих общие ценности, но как интеграция различных типов «профессиональных» ресурсов, средств практического действия. Пламенная проповедь должна сочетаться с кропотливым педагогическим искусством повседневного контакта с детьми, поиском и протаптыванием путей к сердцам детей, умелым возделыванием «почвы», на которой мы ожидаем возрождения духовно-нравственных ценностей. Знание глубин души – со знанием особенностей возраста, групповой психологии и т.д.. Есть основания полагать, что в современной ситуации обсуждения вопросов противодействия асоциальным явлениям в молодежной среде все большее внимание будет уделяться осмыслению собственно эффективных тактик противодействия, с одной стороны, духовных, с другой стороны, - научно-обоснованных. Как это возможно - вопрос, требующий серьезного обсуждения. Здесь мы сталкиваемся с противоположными эффектами. Выражение озабоченности и тревоги за молодежь, яркие разоблачения и обличения, увы, не «заговорят» те беды, от которых мы стремимся уберечь детей. Более того, праведная, но необдуманная горячность и поспешность в данном вопросе может иметь совершенно иные, нежеланные последствия. Внимательно анализируя реальные примеры борьбы с такими явлениями как наркомания, СПИД, экстремизм в молодежной среде, можно указать на ряд ошибок в используемых подходах. Одна из них получила в работах социологов определение «моральная паника», когда масштабная информационная компания в СМИ под праведными лозунгами приводит к противоположным результатам, создавая рекламу некоторым идеям и группам, делая их привлекательными для определенных категорий молодежи. На наших глазах усилиями СМИ плохо образованные, агрессивные подростки стали героями репортажей и публикаций, что сделало для расширения приверженцев и симпатизирующих идеям «скинхедов» больше, чем пропаганда малоизвестных националистических объединений. Другой пример, когда искренне желание отвратить детей от наркотиков не сочетается с профессионализмом в области профилактической работы и, красочные рассказы о «вредных» растениях и веществах и подробное живописание переживаемых состояний, возбуждая воображение и любопытство подростка, сопровождаются неубедительным призывом не пробовать все «это». В другом подходе мы имеем дело с не раз упоминавшимися в рамках форума методически проработанными и психологически обоснованными тренингами безопасных сексуальных отношений, за которыми стоит сугубо материалистическое, даже натуралистическое отношение к полу, браку, семье. В соответствии с современными представлениями о профилактике социально обусловленных заболеваний, акцент следует делать не столько на негативных последствиях неправильного образа поведения, сколько на достоинствах «правильных», здоровых моделей поведения. Наши дети сегодня куда чаще видят плохое, даже в случае, когда оно осуждается, и так редко имеют возможность увидеть образцы духовной жизни в современном социуме. На 100 материалов о наркоманах и скинхедах - в лучшем случае один о православных скаутах или учениках воскресной школы. Представить детям и подросткам галерею альтернативных образцов достойного образа жизни их сверстников – актуальная педагогическая задача.
|